- СЮЖЕТ
СЮЖЕ́Т (от франц. sujet — предмет), развитие действия, ход событий в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических.
Впервые в литературе термин «С.» применили в XVII в. классицисты П. Корнель и Н. Буало, имея в виду, вслед за Аристотелем, происшествия в жизни легендарных героев древности (например, Антигоны и Креонта или Медеи и Ясона), заимствованные драматургами более поздних времен. Но еще раньше римскими писателями для обозначения разных рассказов, а затем и изображенных в них событий употреблялось латинское слово «фабула» (от одного корня с глаголом fabulari — рассказывать, повествовать). Различие в терминах, обозначающих одно явление, сделало их неустойчивыми и неоднозначными.
В современной советской литературно-критической и школьной практике термины «С.» и «фабула» осознаются как синонимы, или же С. называется весь ход событий, а фабулой — основной конфликт, который в них развивается. В литературоведении сталкиваются два других истолкования. В 1920‑х гг. представители ОПОЯЗа предложили важное различие двух сторон формы произведения: развития самих событий в жизни персонажей и порядка и способа сообщения о них автором-рассказчиком. Придавая большое значение тому, как «сделано» произведение, они стали называть С. вторую сторону, а первую — фабулой. Эта традиция продолжает сохраняться. Другая традиция идет от русских критиков-демократов середины XIX в., а также от Александра Н. Веселовского и М. Горького: все они называли С. развитие действия. Такая терминология не только более традиционна и привычна, но и более точна этимологически: С. — «предмет», т. е. то, о чем повествуется, фабула, с той же точки зрения, — само повествование о «предмете». Однако сторонникам этой теории важно сохранить различие понятий, сделанное «формальной школой», и, называя С. основную, предметную сторону повествования или сценического действия, употреблять термин «фабула» для обозначения второй, собственно композиционной стороны (см. Композиция).
С. произведения является одним из важнейших средств воплощения содержания — обобщающей «мысли» писателя, его идейно-эмоционального осмысления реальных характерностей жизни, выраженного через словесное изображение вымышленных персонажей в их индивидуальных действиях и отношениях. С. во всем его неповторимом своеобразии — это основная сторона формы (и тем самым стиля) произведения в ее соответствии содержанию, а не само содержание, как часто понимают в школьной практике. Всю структуру С. и его конфликты необходимо изучать функционально, в его связях с содержанием, в его эстетическом значении. При этом надо отличать С. в его неповторимости от отвлеченных сюжетных, точнее конфликтных, «схем» (А любит Б, но Б любит В и т. п.), которые могут исторически повторяться, заимствоваться и каждый раз находить новое конкретное воплощение.
На ранних этапах исторического развития эпоса его С. строились по временному, хроникальному принципу сочетания эпизодов (волшебные сказки, рыцарские и плутовские романы). Позднее в европейском эпосе возникают концентрические С., основанные на едином конфликте. В концентрическом С. эпоса и драматургии конфликт проходит через все произведение и отличается определенностью своей завязки, кульминации и развязки.
Только на основе анализа С. можно функционально анализировать фабулу произведения во всем сложном соотношении ее собственных сторон (см. Фабула).
Литература:
Аристотель, Об искусстве поэзии, М., 1957;
Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, М., 1954, с. 219;
Веселовский А. Н., Поэтика сюжетов, в его кн.: Историч. поэтика. Л., 1940;
Шкловский В. Б., О теории прозы, М.-Л., 1925;
Медведев П. [Бахтин М. М.], Формальный метод в литературоведении, Л., 1928;
Кожинов В. В., Сюжет, фабула, композиция, в кн.: Теория литературы…, [т. 2], М., 1964;
Поспелов Г. Н., Проблемы лит. стиля, М., 1970;
Лотман Ю. М., Структура худож. текста, М., 1970;
Тимофеев Л. И., Основы теории литературы, М., 1971;
Добин Е., Сюжет и действительность. Искусство детали. Л., 1981.Г. Н. Поспелов.
Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. 1987.